Писатель, философ, переводчик Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа (2 августа по старому стилю) 1866 года в Петербурге. Его отец — крупный чиновник, действительный тайный советник Сергей Мережковский (1821-1908). Мать, Варвара Чеснокова, была дочерью управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера.
Мережковский был младшим сыном в семье, имевшей девять детей. С 13 лет начал писать стихи. Когда юноше было 15 лет, отец организовал ему встречу с писателем Федором Достоевским, который весьма нелестно отозвался об опытах молодого поэта, напутствовав словами: «Чтобы хорошо писать, надо страдать!».
В 1881 году в сборнике «Отклик» было опубликовано первое стихотворение Мережковского.
В 1884 году он поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, окончил в 1888 году.
Летом этого же года Мережковский познакомился с поэтессой Зинаидой Гиппиус, в 1889 году они обвенчались. Союз Мережковского и Гиппиус — наиболее известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века».
В начале своей литературной деятельности Мережковский занимался переводами с греческого и латинского. В журнале «Вестник Европы» в 1890 году был напечатан ряд его переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельно вышел прозаический перевод «Дафниса и Хлои» Лонга (1896).
С конца 1880-х годов Мережковский выступал в качестве критика: в «Северном Вестнике», «Русском Обозрении», «Труде» и других изданиях были напечатаны его этюды о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдероне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиков. Часть их вошла в сборник «Вечные Спутники» (1897).
В 1893 году была издана книга «О причинах упадка современной русской литературы» – крупнейшая из критических работ Мережковского, которая явилась первой попыткой русского символизма осознать себя как направление, имеющее определенные эстетические и религиозно-философские принципы.
Мережковский заявил о себе как о пионере религиозно-философского подхода к анализу литературы, вошел в число наиболее активных и читаемых символистских критиков. Из его критико-публицистических работ отдельно вышли: «Толстой и Достоевский» (2 тома, 1901), «Гоголь и Черт» (1906), «М.Ю. Лермонтов, поэт сверхчеловечества» (1909, 1911), «Две тайны русской поэзии. Тютчев и Некрасов» (1915), брошюра «Завет Белинского» (1915).
В 1888 году в Петербурге вышел первый поэтический сборник Мережковского «Стихотворения (1883-1987)», в 1892 году – сборник «Символы. Песни и поэмы», в 1896 году — сборник «Новые стихотворения».
С начала 1890-х годов Дмитрий Мережковский работал над крупной прозой. Он вошел в литературу как создатель новаторского типа исторического романа, особой вариации мировоззренческого «романа мысли». В научной литературе такой роман называют обычно историософским (то есть, романом не об истории, а о философии истории).
В 1895 году в «Северном вестнике» был опубликован роман «Отверженный», ставший впоследствии первой частью знаменитой трилогии «Христос и Антихрист» — романом «Смерть богов. Юлиан Отступник». Вторая часть трилогии – роман «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» — вышла в 1900 году, третья – «Антихрист. Петр и Алексей» – в 1905 году.
В начале 1900-х годов Мережковский активно участвовал в деятельности Религиозно-философского общества, одним из организаторов которого он был, и связанного с ним журнала «Новый путь».
В 1906-1914 годах Мережковский и Гиппиус жили в Париже, иногда приезжая в Россию. В этот период писатель работал над своей исторической трилогией «Царство Зверя», в которую впоследствии вошли пьеса «Павел I» (1908), романы «Александр I» (1911–1913) и «14 декабря» (1918).
В 1917 году Мережковский враждебно принял Октябрьскую революцию, в конце декабря 1919 года через Минск и Гомель нелегально эмигрировал с женой в Варшаву. В октябре 1920 года переехал в Висбаден, с ноября 1920 года жил в Париже.
Во Франции из регулярных воскресных собраний эмиграции в доме Мережковских возникло литературно-философское общество «Зеленая лампа» (1927-1939) – один из центров интеллектуальной жизни русского Парижа. В эмиграции он создавал произведения в жанре религиозно-философского трактата – «Тайна трех. Египет и Вавилон» (1923), «Тайна Запада. Атлантида – Европа» (1930), «Иисус Неизвестный» (1934) и примыкавшие к ним биографические эссе «Наполеон» (1929), «Данте» (1939).
В 1938 году Мережковский опубликовал книги «Лица святых от Иисуса к нам (Павел. Августин. Св. Франциск Ассизский)», «Жанна д’Арк и Третье Царство Духа».
В 1939 году Мережковский выступил по радио с приветственной речью Гитлеру. Эту акцию, в тайне от Зинаиды Гиппиус, организовал поэт и критик Владимир Злобин. В своей речи Мережковский сравнивал Гитлера с Жанной д’Арк, считал, что он должен спасти мир от власти дьявола. Впоследствии Мережковский пересмотрел свои позиции, но в эмигрантских кругах был подвергнут бойкоту.
В 1940 году писатель работал над циклами «Испанские мистики» и «Реформаторы». Он собирал материал для книги о немецком поэте и мыслителе Иоганне Вольфганге Гете, читал лекции о Леонардо да Винчи и о Паскале.
7 декабря 1941 года Дмитрий Мережковский скончался от кровоизлияния в мозг в Париже. 10 декабря 1941 года похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Дмитрий Мережковский был 10 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе – в 1914, 1915, в 1930-1937 годах, но ни одной из них так и не был удостоен.
В 1928 году король Югославии Александр I наградил писателя орденом Святого Саввы.
До Октябрьской революции 1917 года Мережковский был одним из самых издаваемых писателей России. В СССР его произведения не издавались. В современной России Мережковского стали издавать с начала 1990-х годов.
Жена писателя – поэтесса, писательница, мемуаристка Зинаида Гиппиус (1869-1945) была преданным духовным спутником Мережковского, соучастником и вдохновителем (по мнению многих современников, инициатором) его религиозно-философских идей. Последним ее произведением стала неоконченная книга «Дмитрий Мережковский», изданная в Париже в 1951 году.
Брат писателя, Константин Мережковский (1885-1921), был известным ученым-биологом, специалистом по альгологии, систематике беспозвоночных, антропологии. Автор романа-антиутопии «Рай земной или Сон в зимнюю ночь; сказка-утопия XXVII века» (1903).
Комментарии