Борис Степанович Рябинин

Рябинин Борис Степанович относится к числу уральских писателей, оставивших очень заметный след не только в отечественной, но и во всей мировой литературе: многие его произведения были переведены и изданы за рубежом. Он автор более 100 произведений, тираж которых превысил 14 миллионов экземпляров. Его книги, статьи, сценарии научно-популярных фильмов были посвящены многим темам, но мы особенно ценим его как писателя-гуманиста, раскрывающего важнейшую проблему современности – взаимоотношения Человека и Природы
Борис Рябинин родился 3 ноября (21 октября) 1911 года в старинном уральском городе Кунгуре Пермской области, где и прошло все его детство. «Я родился в старинном уральском гнезде — городе Кунгуре, в городе кожевенных заводов и чайных «королей». Дед — кожевенных дел мастер, а сказать по-простому — сапожник. Отец Степан Иванович — участник первой империалистической войны, доброволец Красной Армии, землемер». Так пишет о себе Борис Степанович.

Дом, который нельзя забыть

Из детства Борис помнил как отец брал его в деревню, где было свое хозяйство ,как мать разводила розы, глоксинии, и голубей на церковных чердаках, выводивших птенцов. Когда отец брал сына в деревню, целое лето перед глазами были луга, поля ржи и пшеницы, васильки среди колосьев, речки, в которых он ловил пескарей, или шарил под камнями раков. Все это постепенно открывало глаза на мир, на природу. С детства усвоил, что надо любить и беречь природу. О своём детстве в Кунгуре Рябинин написал в книге «У бабушки, у дедушки», изданную в 1973 году в г. Свердловске. Он хорошо знал и любил родной Кунгур, поэтому так просто и образно изобразил людей – и деда-сапожника, и бабушку, и мать, и отца-землемера. Но самый главный герой книги — город Кунгур. Писатель сравнивает его с Венецией, т. к. «стоит на трех реках, даже крупный город не может похвалиться этим». Эта книга — настоящий учебник для детей по изучению истории города в 20 годы 20 века.
Круг увлечений и интересов Бориса Степановича в период его детства и отрочества очень широк. Он пробовал себя в сочинительстве, журналистике, рисовании. В 1924 году 13-летний Борис выпускает свой журнал «Детство золотое». Как в настоящем издании, он помещает в нем рассказы, басни, стихи, а в занимательном разделе — головоломки, ребусы, шарады. Юный автор пишет в разных жанрах. В свой журнал он включает басню «Потоп», стихотворение «Чугунный конь», рассказы: «Кошки-воры», «У индейцев», «Барометр». Рукописные журналы были богато иллюстрированы: все рисунки выполнены чернилами и акварелью самим автором.

В 1924-1925 гг. он заинтересовался строением человека. Альбом, названный «Человек», дает ясное представление о том, как устроен организм человека ос скелета до органов чувств. Все нарисовано карандашом, чернилами, краска. 1925 годом датирован альбом, куда друзья и соученики Рябинина писали свои пожелания, стихи. На одной из страниц чьей-то рукой написано: «С приветствием! Будущей знаменитости». Пророческие слова.

Техник-топограф Рябинин. 1930 г.

Родители хотели, чтобы он стал инженером. Юноша попробовал поступить в Ленинградский институт, но его не приняли, так как ему было 15 лет. Вернувшись домой, он, по совету отца-землеустроителя, поступил в Пермский землеустроительный техникум, сдал вступительные экзамены и за 1 курс. Его приняли на второй курс. Так он стал геодезистом. В 1930 году отца перевели в Свердловск. Здесь Борис поступил в Уральский механико-машиностроительный институт. Получил вторую специальность — инженера-механика. Работая землеустроителем, он «нарезал» земли новорожденным колхозам и совхозам. Участвовал в изыскании площадки для будущего Уралхиммаша в г. Свердловске и работал на этом заводе. .Но Б.С. Рябинин был человеком неуемного темперамента, всю жизнь пробовал себя в новом деле. «О писательстве я не мечтал, — отмечал Борис Степанович, — хотя с детства много читал, увлекался приключенческой литературой, собрал большую библиотеку. Погубило меня увлечение фотографией.» Его снимки начали печатать в газетах и журналах, в том числе «Уральском следопыте». В тот период его редактировал В.А. Попов, который знал многих писателей, бывал за границей. Вот он-то и стал его «крестным отцом». Привлек к сотрудничеству сначала как фотокорреспондента. Потом как-то сказал: «Как бы тебя, Борис, научить очерки писать». Именно репортерская работа подвинула его к литературе.
С 1935 года Борис Степанович — фотокорреспондент журнала «Уральский следопыт». Он много ездил по Уралу. Однажды прокатился со своим другом П.П. Бажовым в одной телеге. В итоге в журнале «Уральский следопыт» появились его первые очерки, посвященные голубям, — «Крылатые вестники», «Вниз по Каме». Его покорила красота Урала. «Удивительно, что в этих первых очерках определилась тематика всего моего дальнейшего пути: природа и звери», — вспоминал он.

Рябинин фотокорреспондент 1939 г.

Первая книга «Каменные загадки» вышла в 1936 году. Вслед за ней была издана книга «Мои друзья», посвященная собакам. О ней очень тепло отзывался К.И. Чуковский. Поддержал молодого писателя и П.П. Бажов. С тех пор собаки стали его любимыми литературными героями. А землеустроитель, топограф, инженер Уралмашзавода, писатель и журналист, Борис Рябинин стал еще профессиональным кинологом — собаковедом. И с журналом «Уральский следопыт» он не расставался на протяжении всей своей жизни. Борис Степанович много ездил в командировки. Объездил весь Дальний Восток, был на Чукотке, Камчатке, Сахалине, в Якутии, Туве. Он предпочитал путешествовать по родной стране, хотя бывал в Индии, Пакистане, в европейских странах.
В 1939 году Рябинин стал членом Союза писателей СССР
В годы Великой Отечественной войны из-под пера Б.С. Рябинина выходят очерки, рассказы, статьи. В эти годы выходит книга «Месть Дмитрия Босого». «Очень нужная и хорошая книга», — отмечал писатель Федор Гладков. В суровое время войны его соратниками по перу были Лев Кассиль, Агния Барто, Анна Караваева, Ольга Высотская, Аркадий Коц и другие эвакуированные а Свердловск из Москвы и Ленинграда писатели и поэты, Кроме того будучи корреспондентом нескольких газет Борис Рябинин не раз выезжал на фронт, в 1944 году, как фотокорреспондент газеты «Известия», находился 4 месяца в Уральском добровольческом танковом корпусе, прошел вместе с танкистами несколько сот километров.
После войны он много писал об охране родной природы, уважении и любви к ее красоте. Каждый его рассказ написан ради конкретной темы, каждое выступление в печати приносило конкретные peзyльтаты. С душевной болыо и негодованием автор говорил о тех, кто причиняет вред природе, проявляет жестокость к живым существам. С.В. Марченко в статье о Б. Рябинине вспоминает: «Рябинина знали в лицо многие егеря и — браконьеры, с этими он схватывался яростно и неотступно. Страха этот человек не знал. Ему угрожали, не давали покоя семье. А он снова ехал на тревожный сигнал, будоражил высокие инстанции, защищая реку, деревья, парк, или просто чью-то собаку»
Что ещё удивляет в Борисе Степановиче, так это его неуёмность, завидное постоянство в отстаивании своих убеждений, он был из числа тех людей, у кого слова не расходятся с делом. Десятки книг в защиту природы, не меньше судов с теми, кто ее губит. Так на партийно-хозяйственном активе в Нижнем Тагиле он заявил во всеуслышание, что директора заводов, которые отравляют воздух, те же браконьеры, даже хуже. Или проект о переброске северных рек на юг.
Рябинин тоже участвовал в знаменитой писательской борьбе. Он изучил тогда мнение ученых Сибири и Урала, все они были против проекта. Так создавалось общественное мнение, подкрепленное научным словом. На трех съездах Всероссийского общества охраны природы Рябинин вместе с другими делегатами выступал за создание Государственного комитета по охране природы, и добился своего.

Рябинин с читателями. Дальний Восток.1960 г.

Статьи Бориса Рябинина в защиту природы неизменно вызывали отклик у читателей. В каком бы издании не были напечатаны. А печатался он в журналах, не только природе посвященных — «Природа и человек», «Урал», «Уральский следопыт», «Юный натуралист». Но и в самых разных других: «Семья и школа», «Отчизна», «Здоровье», «Охота и охотничье хозяйство», «Советское фото», «Москва», «Крестьянка», «Юный техник», даже «Рабоче-крестьянский корреспондент». Не говорю уже о газетах: «Литературная газета», «Литературная Россия», «Комсомольская правда» и многих других.
Многое было в его жизни: из Союза писателей исключили за связь с «троцкистами» — репрессированными литераторами, кромсала его статьи и книги цензура. Но книги писателя продолжали выходить, переводились на многие языки мира.

На реке Чусовая 1976 г.

Борис Степанович был своеобразным человеком, он смотрел на жизнь по-особому, всегда был упорным и принципиальным, всегда выступал в защиту слабейших, не только животных, но и людей. К нему тянулись дети, они писали письма, в которых задавали вопросы по уходу за кошкой или собакой. Они по-настоящему верили, что этот человек даст им добрый совет. В своих очерках и заметках он писал: «Я зоолог, всю жизнь изучаю животных, защитил кандидатскую диссертацию, считаю: животные наши старшие братья, у них есть свой язык, свой порядок, и, когда мы заявляем, что не понимаем их, мы расписываемся в собственном невежестве»
Борис Степанович был одаренным человеком, играл на пяти музыкальных инструментах, хорошо рисовал. Всегда зарабатывал на жизнь своим трудом. Он был человеком, который не умел сгибаться, особенно это касается темы защиты всего живого. Его не любили редакторы, так как он им не позволял вмешиваться в свой стиль, не разрешал править тексты своих произведений, отстаивал каждое слово.

Борис Степанович с женой Леокадией Семёновной

С большим удовлетворением читаешь произведения Бориса Степановича. Ценность его книг в том, что Рябинин, как натуралист, не просто фотографировал окружающий нас мир флоры и фауны, а с большой поэтической теплотой описывал природу и ее обитателей. Стилю Бориса Рябинина свойственно прекрасное чувство слова. Его строки о природе и животном мире точны, живописны и изобразительны; его охотничьи диалоги колоритны и наглядны; описанное им «собачье поведение» поражает своей психологичностью; в поддержание своих мыслей он пользуется историческими и другими научными экскурсами. Все это делает его язык неповторимым, рябининовским.
Его рассказы имеют не только познавательное значение, но и, самое главное, играют воспитательную роль. Такие рассказы помогают познать богатство окружающего нас мира, проникнуться чувством личной ответственности за его сохранение. Нельзя не заметить любовного отношения Бориса Степановича к нашим братьям — домашним животным, которые являлись полноправными членами семьи автора. Борис Рябинин с детства был окружен животными. Его дедушка, по мнению Бориса — «лучший человек на свете», потому что «восемь животных тварей» кормили его мозолистые руки.
С большой пользой для себя не только юный читатель, но и убеленный сединой ветеран прочитает его рассказы. Себя он в шутку называл «собачьим» писателем. Действительно у него много повестей и рассказов о нашем четвероногом друге.
Писатель не скрывает своего изумления, восторга, уважения к ним! Он и нам хочет передать любовь, заразить нас своим восхищением. О собаках, об их разновидностях и характерах, об их повадках, об их судьбах и роли в жизни человека рассказывают самые известные книги писателя.
Вот некоторые из них:
«Чудеса в решете». Своей книгой автор говорит, что воспитание доброго отношения к животным начинается с детства. И тот, кто изведал радость такой дружбы, узнал много и чего-то дорогого, очень-очень важного.
«Нигер» — эта книга посвящается истории собаки Нигер.
«Друг, воспитанный тобой». Эта книга стала советом известного писателя-собаковода на десятки тысяч писем ребят, которым требуется высококвалифицированная помощь и советы, как воспитать собаку, чем ее кормить, как обучать… Отсюда и название книги.
«Друзья, которые всегда со мной». Книга прежде всего о друге Джерри и эрдельтерьере Снукки, своей судьбой вошедших в жизнь автора, и многих других собаках
«Рассказы о потерянном друге». И в этой одной из самых последних книг писателя, речь идет о высокой ответственности человека о том, какие обязательства у человека перед животными… Мы у животных в неоплатном долгу — считает Б. Рябинин.
Его хобби тоже собаки. Собрано более 600 фигурок собак из бронзы, фаянса, фарфора, моржовой кости. «Основная тема моего творчества, — как говорил Б.С. Рябинин, — остается по-прежнему природа и нравственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

В своем творчестве Борис Степанович постоянно поднимал проблемы защиты природы. Ежегодно выходила хотя бы одна книга о животных. Он всегда вставал на защиту братьев меньших. Это главная тема всего творчества, и это было делом всей его жизни. Его девизом были слова: «Помогай слабым — будешь сильным». Он был добрым, но не был добреньким. «Добро должно быть с кулаками, идти на компромиссы нельзя, тогда можно сдать свои позиции» — любил повторять Б.С. Рябинин.
Умер Борис Степанович 15 марта 1990 года.
Его супруга Леокадия Семёновна, сыновья Евгений и Глеб, внуки проживают в Екатеринбурге. Они поддерживают связь с городом Кунгуром, с Кунгурской детской библиотекой, которая продвигает творчество Бориса Степановича.
В настоящее время Центральная детская библиотека г. Кунгура с 2001 года носит имя нашего замечательного земляка, писателя – Бориса Степановича Рябинина. В библиотеке есть Рябининский зал, где оформлена экспозиция «Дело всей жизни», посвященная Борису Рябинину и где проводятся ежегодные Рябининские чтения, в которых принимают участие школьники Кунгура и Кунгурского района, учителя, библиотекари, музейные работники и просто неравнодушные люди.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *