Борис Андреевич Лавренёв

Его подлинная фамилия — Сергеев. Псевдоним Лавренев (Борис Андреевич взял его из-за того, что в литературе уже был один Сергеев) стал официальной фамилией писателя в 1922 году. Под этим именем и вошел он в историю советской и российской литературы.

Родители: совсем не пролетарское происхождение

Родители будущего писателя были школьными учителями. Хотя жизнь каждого из них могла сложиться совсем иначе. Мама, Мария Ксавериевна, происходила из известной семьи казаков Есауловых, предки которых служили под началом Суворова и Потемкина. Бабушка писателя была богатой наследницей, руки которой добивались многие. Но замуж она вышла неудачно. Поручик Ксаверий Цеханович, участник Крымской войны, стал ее избранником. Всего за два года он прокутил наследство жены и сбежал, оставив ее с маленькой дочкой на руках – так впоследствии описывал семейные злоключения Лавренев. Борис Андреевич хорошо знал историю своих предков. Несмотря на бедственное положение, бабушка постаралась дать дочери хорошее образование. После завершения обучения в Полтавском институте благородных девиц Машенька уехала учительствовать в небольшое местечко Борислав.
История отца писателя, Андрея Филипповича Сергеева, прямо противоположна – о его семье ничего не известно. Родители были убиты при разбойничьем нападении по дороге из Херсона в Николаев. Кем были они – так и осталось невыясненным. Троих детей, которых нашли в санях накрытыми овчинным тулупом, забрал к себе некто Сергеев – чиновник херсонской таможни. Человек небогатый, он, тем не менее, смог вывести их в люди. Андрей, отец писателя, стал учителем. В год рождения сына он работал помощником директора в сиротском доме. Так вспоминал о своей семье Лавренев. Борис, дата рождения которого пришлась на 17 июля 1891 года, появился на свет в Херсоне – красивом, похожем на парк городе на высоком правом берегу Днепра.

Детство: море, книги, театр

Кулачные бои, синяки, царапины и ссадины – детство проходило среди ребят, которые жили в сиротском доме, где служил отец. Но были в его жизни и другие впечатления. И первое из них – это море. Оно открылось перед пятилетним мальчишкой с высоты Байдарского перевала – могучее, завораживающее, безбрежное. В зрелом возрасте, когда широкому читательскому кругу уже будет хорошо известна фамилия Лавренев, Борис станет часто обращаться к морской теме. «Песнь о черноморцах» (1943), посвященная защитникам Севастополя, и «За тех, кто в море» (1945), повествующая о моряках с торпедных катеров, – возможно истоки этих произведений следует искать в восторженных глазах маленького Бори, впервые увидевшего бездонную черноморскую синеву.
С миром большой литературы мальчик познакомился благодаря своему крестному, Михаилу Евгеньевичу Беккеру. Он был городским головой Херсона – отставной артиллерист и сослуживец Л. Н. Толстого в Севастопольский период. При его покровительстве в городе была создана хорошая библиотека, которой с радостью пользовался юный Лавренев. Борис собрание сочинений, которое было в библиотеке, читал запоем. Его любимыми сюжетами были истории о морских путешествиях, открытиях и далеких землях. Географию знал назубок. К 10 годам мог с закрытыми глазами показать любое место на карте мира. Благодаря крестному смог он приобщиться и к театру – у городского головы была собственная ложа около сцены, и Беккер разрешал мальчику ею пользоваться. Здесь Борис увидел молодого И. М. Москвина в пьесе «Царь Федор Иоаннович», В. Э. Мейерхольда, А. С. Кошеверова в «Борисе Годунове». Можно с уверенностью сказать, что будущий драматург воспитывался на высоких примерах истинного театрального искусства.

Гимназия: побег за тридевять земель

В 1901 году Борис стал гимназистом. Учился он не очень хорошо, хотя способностями обладал отменными. Просто все время уделял театру и книгам – на зубрежку школьных предметов терпения не хватало. При переходе в шестой класс не смог сдать алгебру – годовая двойка, переэкзаменовка и неприятный разговор с отцом. Обида за постигшие его неудачи привела к сумасбродному решению – бежать. Борис смог добраться до Одессы и попасть на пароход «Афон». На берег сошел в Александрии – намеревался наняться матросом в команду любого судна, которое шло в Гонолулу. Авантюра закончилась в итальянском порту Бриндизи, куда он попал на французском корабле. Два карабинера отвели подростка в российское консульство. Вскоре он был доставлен на родину. Перипетии этого путешествия легли в основу рассказа «Марина» (1923).
После 7 класса гимназист Лавренев предпринял попытку поступить в Морской кадетский корпус, но подвело зрение. Он снова вернулся за школьную парту в родном Херсоне. Как память об этом времени – старая, затертая фотография. Мама, папа и гимназист Лавренев. Борис фото это хранил всю жизнь как самую большую ценность.

Два университета: юрист и артиллерист

После окончания гимназии будущий писатель продолжил образование в Московском университете. Юридический факультет закончил в 1915 году. В этот период состоялся литературный дебют. Стихи были опубликованы газетой «Родной край» в 1911 году и подписаны фамилией Лавренев. Борис (писатель в нем еще только пробуждался) мучительно искал свой путь в литературе. В 1914-м мирная жизнь закончилась. Молодой юрист был призван в армию после окончания университета. Настольной книгой стали таблицы артиллерийской стрельбы. Время, проведенное на войне, он впоследствии называл «высшей жизненной академией». Февральский буржуазный переворот 1917 года застал его в Москве и сделал комендантом штаба революционных войск. В должности адъютанта коменданта Москвы генерала А. Н. Голицинского встретил Лавренев октябрь 17-го. Рушилась страна и привычный уклад жизни.

Жизненная позиция: определение пути

После революции молодой офицер Лавренев на короткое время примыкает к Добровольческой армии, но вскоре возвращается в родной Херсон. Некоторое время ушло у него на осмысление происходящих в России событий. Весной 1918-го Борис возвращается в Москву. Поступил на работу в Наркомпрод – советской власти были нужны грамотные люди. В ноябре увидел первый парад РККА в честь годовщины революции. Это событие все расставило по своим местам в голове растерявшегося человека. Раз существует армия, значит, есть государство. Спустя месяц в рядах защитников революции появился красный командир с фамилией Лавренев. Борис, биография которого надолго переплелась с Вооруженными силами молодой республики, с головой окунулся в водоворот бурной жизни.

Две ипостаси: краском и писатель

Дальнейшая военная судьба Лавренева была типичной для красного командира беспокойного времени гражданского противостояния. В составе команды бронепоезда штурмовал занятый Петлюрой Киев. Участвовал в боях на Крымском полуострове. При разгроме банды атамана Зеленого был ранен в ногу. После госпиталя со строевой службой пришлось расстаться. Уже в должности политработника был направлен для прохождения дальнейшей службы в Ташкент. Работу во фронтовой газете совмещал с заведованием литературным отделом «Туркестанской правды». Из Средней Азии в Ленинград переехал в 1923-м. Спустя год демобилизовался. С этого времени началась профессиональная литературная деятельность. Увлечение футуризмом, которое переживал начинающий писатель в прежние годы, минуло. В литературу пришел автор с военным опытом и багажом наблюдений, ставших фундаментом его творчества. Активно писать он начал в Средней Азии. В основном это были материалы для газет. Но в этот же период была написана повесть «Ветер» и несколько больших рассказов. В одном из них, рассказе «Сорок первый», писатель рисует портрет одного из своих сослуживцев по царской армии и даже не меняет его звания и фамилии – Говорухо-Отрок. Второй рассказ назывался «Звездный цвет». В 1924 г. они были напечатаны в ленинградских журналах. В этом же году издан «Гала-Петер» – произведение, созданное еще 8 лет назад. Но тогда его не пропустила в печать царская цензура.

Жизнь, посвященная людям

С этого времени начинается наиболее плодотворный период в творчестве писателя. Герои его произведений – люди революции. Чекист Орлов – главное действующее лицо «Рассказа о простой вещи» (1924). Евгений Павлович Адамов – генерал, перешедший на сторону народной власти в «Седьмом спутнике» (1927). Жизнь честных и мужественных людей описывал в своих произведениях Борис Лавренев. В 1925 году он попробовал себя в драматургии – написал две не очень удачные пьесы: «Мятеж» и «Кинжал». Следующее произведение для театра – пьеса «Разлом», написанная к 10-летию революции. Она приобрела широкую известность, и несколько последующих поколений советских людей могли видеть ее на сценах практически всех театров СССР. Финскую компанию и последовавшее за ней нападение гитлеровцев встретил уже состоявшийся и известный писатель. Лавренев часто выезжал в Действующую армию в качестве корреспондента флотской газеты. Его фронтовые статьи были живыми и яркими – писатель хорошо знал героев своих репортажей. После войны ему доверили возглавить секцию драматургов в Союзе писателей. Последние годы жизни Б. А. Лавренев занимался переводом на русский язык авторов из среднеазиатских республик и французских драматургов. А еще много рисовал. Живописи знаменитый писатель был предан страстно и безоглядно. Стены квартиры на улице Серафимовича были увешаны его художественными полотнами. Сердце Бориса Лавренева перестало биться 7 января 1959 года.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *