Александр Андреевич Прокофьев

 Ранние годы жизни

Александр Андреевич Прокофьев – русский и советский поэт, родился в Санкт-Петербургской губернии в 1900 году, в селе Кобона. Родители будущего поэта – крестьяне, отец также промышлял рыболовством и трудился на лесопилке. В школу Александр пошел в 1907 г., и свои первые стихи он начнет сочинять именно в школьные годы.

После окончания школы, в 1913 г. Прокофьев проходит по конкурсу в Учительскую семинарию в Петрограде. Однако учеба длится недолго – начинается Первая мировая. Отца забирают в армию и Александр возвращается домой, отчислившись с 4 курса, чтобы взять на себя управление домашним хозяйством, оставшимся без главы семьи.

 Карьера

После окончания войны и Революции семья воссоединяется — отец возвращается с фронта живым. Прокофьев-старший и Прокофьев-младший успешно интегрируются в новую систему – в 1918 г. они оба вступают в комитет сочувствующих большевикам. Теперь уже Прокофьева-младшего забирают на фронт – молодой поэт попадает в Красную армию по партийной мобилизации. В период Гражданской войны Прокофьев учится в Учительском институте РККА. После окончания учебы, в 1920 г. он становится политработником. В период с 1921-22 гг. он работает военным цензором, в 1922-30 гг. – сотрудник ОГПУ в Ленинградском военным округе.

С 1930 г. Прокофьев начинает карьеру журналиста, которую закончит лишь в 1945. После Великой Отечественной Прокофьев будет занимать пост первого секретаря правления Ленинградского союза писателей в 1945-48 и 1955-65 гг.

Творческий путь

Свои первые стихи Александр Прокофьев пишет еще в школьные годы. Впервые его творение, стихотворение «На могиле героя», опубликовано в июле 1919 в «Новоладожской коммуне». В дальнейшем его стихи будут регулярно печататься в этой газете.

В 1922 году. А Прокофьев переезжает в Петроград. Там он с 1923 г. обучается в литературной студии у поэта и литературного критика А.П. Крайского, совершенствуя свой поэтический талант. В период 1923-27 гг. Прокофьев ничего не публикует, но активно пишет, развивая свою технику. В эти годы на поэта влияют такие авторы-современники, как А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин и Д. Бедный. Прокофьев анализирует и синтезирует их опыт, техники, темы и мотивы.

К 1927 г. поэт находит свой собственный почерк и темы. Ими становятся тема родной земли, ладожской деревни, восхищение крепкими и суровыми людьми – уроженцами этой земли. Также Прокофьевым используются темы революции, и бескомпромиссной борьбы за правое дело с оружием в руках. В газетах и журналах выходят яркие стихи цикла «Песни о Ладоге», сборники «Полдень», «Улица Красных зорь», «Сотворение мира», «Победа». С этого момента Прокофьев заявляет о себе как о крупном авторе. Его работы публикуются в журналах «Залп», «Звезда», «Ленинград» и других периодических изданиях.

С 1930 г. Прокофьев пробует себя в жанрах лирики и баллады, развивая все те же темы родной земли и сражений с врагом. Чуть позже он пробует себя в качестве автора песен. Появляются такие творения, как «Плясовая», «Песенка Тони», «Походная песнь геологов», которые выйдет в сборнике «Песни» в 1937 г. Некоторые песни перекладываются на музыку композиторами-современниками и становятся популярными. В 1939 г. выходит сборник «В защиту влюбленных», подытоживающий десятилетие развития Прокофьева как поэта. Публикуется цикл стихов «Сольвейг», считающийся вершиной творческого развития автора.

Агитационный период творчества поэта начался со стихотворных фельетонов, опубликованных в годы советско-финской войны. Тогда же публикуется ряд фельетонов, под псевдонимом Васи Гранаткина – вымышленного персонажа, наподобие Василия Теркина А. Твардовского. С началом Великой Отечественной выходят новые сборники, посвященные разгрому врага: «За Родину», «Фронтовые стихи», «Атака» и другие. Автор продолжает работу в жанре фельетонов и принимает участие в совместной работе с А. Твардовским над циклом «Говорит Василий Теркин». В годы войны выходит она из самых значимых работ поэта – поэма «Родина», за которую он удостоился Сталинской премии. С ее героями, братьями Шумовыми, Прокофьев знакомится, будучи военным корреспондентом Ленинградского фронта. Поэма представляет собой цикл стихотворений, каждое из которых могло бы быть самостоятельным произведением. Это разделение произошло после войны, и фрагменты поэмы были опубликованы в сборниках стихов, выходивших в 1955-63 гг.

После войны поэт обращается к лирическим темам, выходят сборники «Лирика», «Признания» «Заречье». В 1958 г. опубликован цикл стихотворений «Яблоня над морем», написанных под впечатлением поездки в Италию. Также автор работает над детскими стихотворениями, вышедшими во второй половине 50-х.

Стихи последнего десятилетия жизни становятся новой вершиной таланта поэта. Выходит сборник, посвященные его поездкам по стране «Приглашение к путешествию». В сборниках «Радуга», «Пристрастия», «Гроздья», «Величальная песнь России», которые вышли после его смерти, Прокофьев возвращается в годы своей юности, воскрешая ее образы и ритм своих первых стихов.

Умер Александр Андреевич Прокофьев 18 сентября 1971 г.

Интересные факты

  • Несмотря на крестьянское происхождение, родители поэта были образованными. В свободное время отец Александра любил читать и петь народные песни, к пению присоединялась и его мать. Об этом Прокофьев упоминает в автобиографии.
  • Во время службы в РККА Прокофьеву довелось сражаться в бою против частей белого генерала Юденича. В бою он попал в плен, из которого ему удалось бежать.
  • У поэта был младший брат – Василий Андреевич Прокофьев, который стал крупным партийным и государственным деятелем. В различные годы он занимал посты первого секретаря Мурманского и Новгородского обкома КПСС и надолго пережил своего брата – скончался Василий Андреевич в 1996 году.
  • До обучения в Петроградской литературной студии Прокофьев, по его собственным замечаниям, считал, что в те годы поэтической культуры у него не было. Он полагал, что стихи следует писать только по воле вдохновения, и признавался, что чувства ритма, темы, образа стихотворения у него не было, а слова «будто умирали на ходу…»
  • Юношеские стихи Прокофьева не отличались особой техникой и не публиковались при жизни поэта. Главной темой в них было противопоставление мрачности и скуки городской жизни и деревни.
  • На раннем этапе творчества Прокофьев берет себе различные псевдонимы, демонстрирующие его отождествление с рабочим классом и соц.строем: Александр Рабочий, Красный рыбак, Мобилизованный новоладожец А. Прокофьев, Дед Ермил. Стихи 1919 г. будут публиковаться под этими псевдонимами.
  • Прокофьев активно работал над культурной коммуникацией народов, населяющих СССР. Он переводит на русский стихи украинских и белорусских поэтов, таких как Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка, Янка Купала, Якуб Колас, Петрусь Бровка и др.
  • За год до смерти поэт заканчивает работу над одним из самых трагичных своих стихотворений «А ведь было – завивались в кольца волосы мои…».

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *