Сергей Николаевич Марков

Сергей Николаевич Марков родился 30 августа (12 сентября) 1906 года в посаде Парфентьеве Кологривского уезда Костромской губернии. Отец Сергея Николаевича Маркова был землеустроителем.

Он проводил в губернии межевые работы. В 1912 году был направлен в Вологду начальником губернской землеустроительной чертёжной. Затем семья жила в Грязовце, где Сергей учился в гимназии, пристрастился к чтению, начал познавать историю и культуру Русского Севера.

В 1917 году отца перевели на службу в Верхнеуральск, оттуда события революции занесли семью в Казахстан. Во время гражданской войны в Акмолинске на семью Марковых обрушились тяжёлые несчастья: от тифа умер отец, от холеры – мать. Сергей остался круглым сиротой с пятью младшими сёстрами и братьями. Их определили в детские дома, а Сергей, оставив школу, стал работать разносчиком газет. В начале 1920 года в акмолинской газете было опубликовано его первое стихотворение «Революция». «Прежде чем стать журналистом и писателем, – рассказывал Сергей Николаевич, – пришлось сменить много профессий. Работал в упродкоме, в уездной прокуратуре, в канцелярии народного следователя…» В 15 лет Марков становится репортёром, а затем сотрудником газеты «Акмолинский вестник», печатает в ней стихи под псевдонимом Сергей Вологодский. За 1921-1925 годы опубликовал в Акмолинске, Омске, Петропавловске-Казахском около сорока стихотворений, два десятка рассказов, около пятидесяти очерков, заметок, статей. В 1924 году стихи С.Маркова напечатал московский журнал «Красная нива». В 1926 году его приглашают на работу в Новосибирск в газету «Советская Сибирь», его публикации появляются в журналах «Сибирские огни», «Сибирь». В 1928 году в «Сибирских огнях» был опубликован рассказ «Голубая ящерица», отмеченный М.Горьким, по совету которого Марков издаёт книгу рассказов под тем же заглавием (1929).

Исследуя историю географических открытий, С. Марков воспринял традиции русских землепроходцев: он не только изучал в архивах старинные рукописи, книги, карты, но и сам стал путешественником. Он много ездил по Сибири и Казахстану, скитался в глухой тайге, в горах, в песках пустынь. Писал о строителях оросительных каналов, шахтёрах и хлопкоробах. Вехи на этом пути – «Арабские часы» (1931), «Солёный колодец» (1933).

«В 1932 году водопады Тянь-Шаня сменились для меня бурунами Ледовитого океана, древними городами и сёлами Русского Севера».

 

В избах ранние огни,

На закате легкий холод.

Руку дружбы протяни,

Приполярный древний город!

На волне – косая тень

Корабельного бушприта,

Жизнь, как дальняя Мезень,

Велика и необжита.

 

Эти стихи были написаны Сергеем Марковым в 1932 году. В то время Марков обитал в Мезени, не по своей воле. В начале тридцатых годов 20 века угодить в ссылку интеллигенту было легко: умён, на язык неосторожен… Назначенный срок ссылки Сергей Марков отбыл полностью, с 1932 по 1936 год.

Из воспоминаний писателя об этом времени: «На работу меня в Мезени пристроил Коршунов, мой земляк-костромич, маслодел и сыровар. Повстречались с ним в плавании на «Канине», и Коршунов завлёк-таки меня в свой Маслопром. Надо было высчитывать проценты жирности, а я с математикой со школьных лет не ладил и больше двух недель там не продержался. Пошёл в местную газету «Маяк коммунизма». Стал печатать заметки – по разным поводам местной жизни».

В Мезени С.Марков писал не только заметки, но и сочинял стихи. Когда в 1933 году пришел вызов из Архангельска (по ходатайству М.Горького), он увёз из Мезени тетради с набросками новых стихов и рассказ «Беглец из Кашгара».

В Архангельске Сергей Марков становится сотрудником газеты «Правда Севера», о чем есть запись в книге приказов: «Тов. Марков с 7 марта зачисляется на должность литсотрудника Сектора текущих компаний…»

В 30-е годы за подписью «С. Мар» на страницах краевой газеты публиковались очерки, репортажи, интервью, заметки Сергея Маркова. В них рассказывалось об истории Севера, о его природных богатствах, о гидрографических и полярных экспедициях, о водолазах-эпроновцах, о моряках и судоремонтниках. В ту пору Марков жил на Костромском проспекте (ныне проспект Советских космонавтов) в деревянном двухэтажном доме № 100. В его маленькой комнате, заваленной книгами, старыми журналами и газетами любили бывать журналисты Иван Хабаров, Василий Ланской, Стефан Незвецкий, Борис Пономарёв, прозаик Василий Сидоренко, поэт Александр Яшин. Сергей Николаевич был человеком редкого таланта и удивительной работоспособности. С утра он исчезал из редакции. За день успевал побывать на базе Академии наук СССР и в крайплане, в морском и речном пароходствах, в государственном архиве и краеведческом музее. Нередко Марков сдавал в секретариат разножанровых материалов почти на одну треть газетной полосы. Он писал о северных доломитах, о речном жемчуге, открыл читателям тайну взрывов, которые произошли ещё в первую мировую войну на участках Архангельского порта – Экономии и Бакарице, рассказывал о воздушном пути из Архангельска на Вайгач, о Великоустюжской черни, о служителях беломорских маяков, о первопроходцах Дежнёве и Хабарове.

Марков первым (1934) публикует информацию о редкостной находке старинных документов в Вологде – архив бумаг М.М. Булдакова, одного из руководителей Российско-Американской компании, которая занималась в XVIII-XIX веках освоением земель Аляски и Калифорнии. Найденные краеведом Л.А. Андреевским документы рассказывали о заселении Аляски русскими землепроходцами и мореходами. С.Н. Марков не только проинформировал читателей о находке, но и, получив допуск к архивным материалам, глубоко и всесторонне изучил их. Именно во многом благодаря С.Н. Маркову стало широко известно имя каргопольского купца Александра Баранова, главного правителя Российско-Американской компании, который возводил в Русской Америке крепости и верфи, строил школы и библиотеки, закладывал основы экономики и культуры края, чем снискал уважение самого А.С. Пушкина, записавшего в дневнике после смерти Баранова: «Жаль честного гражданина, умного человека».

Сведения, добытые Сергеем Николаевичем в архивах Архангельска, Вологды, Сольвычегодска, Великого Устюга и Каргополя, составили основу знаменитой марковской «Тихоокеанской картотеки». Писатель до конца дней своих пополнял эту картотеку. На тысячах карточках содержались сведения о том, как русские обживали Аляску и американский берег в северной части Тихого океана, о жизни и деятельности Г.Шелихова, А.Баранова, Н.Резанова, К.Хлебникова, Д.Завалишина, Л.Загоскина и многих других исследователях Нового Света.

С.Марков, работая в «Правде Севера», продолжал писать стихи, публикуя их в местных газетах, в журнале «Звезда Севера» и других изданиях. Позднее в автобиографии поэт писал: «Если бы я не жил и не дышал чудесным Севером, я бы не написал ни «Соседки», ни «Доната – китового дружка», ни «Олисавы-кормщицы», ни других северных стихотворений». Лучшие свои стихи посвятил С. Марков Северу, среди них «Поморские жёнки», «Озеро олонецкое Лаче», «Танки и броневики», «Тыко Вылка», «Беломорская комиссарша», «Ломоносов», «Заморский капитан», «Шутка», «Зима в Соломбале» и другие. Радостью, «источающей свет» стало для Маркова знакомство и искусством Севера, деревянным зодчеством, с художественным творчеством народа, отсюда не книжная, а народно-песенная основа его стихов.

В Архангельске продолжилась переписка Маркова с Максимом Горьким. В письме от 13 февраля 1934 года Сергей Николаевич предложил организовать издание серии книг «История народов СССР». В марте писатель ответил Маркову, что «признаёт целесообразным это предложение».

В июне 1935 года Горький обратился к Маркову с просьбой сообщить о результатах его работы в архивах Великого Устюга и других северных городов, а также сделать обзор исторических сведений о заселении русскими Аляски.

Марков написал Горькому, что в Котласском районе (с.Петряшино близ Сольвычегодска) «…найден архив, содержащий документы об истории соляных вотчин Строгановых», что в Каргополе обнаружена секретная переписка о самосожжении сектантов в 1866 году и другие документы, интересные для «Истории деревни». Он также написал о хранящихся в северных архивах материалах по истории мореплавания, об экспедиции Г.Седова, об основании Великого Устюга, о сделанных им записях северного фольклора. В одном из своих писем он сообщал А.М. Горькому о необходимости сохранить Каргополь и другие центры русской культуры Севера как города-заповедники.

В 1936 году писатель расстался с Севером, он поселился под Калининым, затем переехал в Можайск, но до конца дней своих и в книгах, и в письмах был верен Северу. «Север пришёлся мне по душе», – говорил он.

«Тихоокеанская картотека», которой Марков посвятил долгие годы, послужила первоосновой романа «Юконский ворон» (1937–1941, опубликован в 1946), повести «Летопись Аляски» (1948) и других произведений.

В 1946 году выходят книга о землепроходцах «Русские люди на Курильских островах» и сборник стихов «Радуга-река», в котором, как и во многих последующих сборниках, заметное место заняли стихотворения об Архангельске.

С.Марков создал замечательные повести о Миклухо-Маклае, Пржевальском, Дежнёве, о славном сыне казахского народа Чокане Валиханове.

Последние книги С.Маркова «Земной круг» (1966), «Вечные следы» (1973) – кладезь историко-географических сведений о замечательных делах русских людей, прославленных и несправедливо забытых землепроходцах, путешественниках, мореходах, полярниках. В этих книгах отразилась полувековая поисковая и исследовательская работа писателя – действительного члена Географического общества СССР. Недаром его называли следопытом истории.

За заслуги в развитии советской литературы С.Н. Марков награждён орденами «Дружбы народов» и «Знак Почёта».

Умер Сергей Николаевич Марков в Москве 4 апреля 1979 года.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *